Вход на сайт

Билеты на Байкал

Легенды Байкала

На Байкале тридцать скалистых островов, четырнадцать из них находятся в Малом море, образованном в результате условного пересечения озера узким кусочком земли – островом Ольхон.

baikal kosmos

Остров Ольхон является главной сакральной точкой Байкала, географическим центром этнической территории бурят, проживающих в Предбайкалье и Забайкалье. Остров, как никакое другое место на Байкале, щедр на сакральные места и памятники природы. Главные, это, пожалуй, мыс Бурхан (Пещерный, Шаманка), в непосредственной близости от которого находится поселок Хужир, и гора Жима (Ижимей) на мысе Ижимей и Гора Жима, которая находится на восточной, гористой стороне острова. Считается, что название связано со словом "эжэн" (хозяин, горный владыка).

скала ШаманкаМыс Бурхан возвышается над водами Байкала двумя высокими каменными гребнями, сложенными из кристаллического известняка-мрамора, покрытыми яркими лишайниками красного цвета, и вместе с другим скалистым мысом – Богатырь, создает уникальный природный ансамбль, поражающей своей красотой и величием в любое время года и при любой погоде. Мыс Бурхан - одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась камень-храм), является своего рода визитной карточкой Байкала, одним из самых знаменитых образов, без изображения которой не обходится ни один фотоальбом о Байкале. Первые исследователи Байкала в XVIII-XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает "особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий".

Наш фестиваль проходит в поселке Хабой, а место проживание группы находится в непосредственной близости от Мыса Бурхан. Находясь так близко к самому сердцу священного Байкала, мы обязаны чтить и почитать его святыни, знать предания и легенды, связанные с ним, и конечно, не нарушать веками заведенных традиций. Одна из них – самая основная – касается запрета пребывания на мысе Бурхан женщин. Мы просим наших участниц уважать обычаи и не подходить близко к скале, не переходить незримую границу, отсекающую крутой береговой склон от самого Мыса. Если вы приехали на фестиваль с ребенком, проследите за тем, чтобы он тоже не приближался к Мысу Бурхан. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным, и никто не сможет помочь вам, если вы попытаетесь нарушить веками заведенные правила. Байкал – щедр, но не терпит глупости и неосторожности.

По преданию, на Мысе Бурхан обитает Сам Хозяина Ольхона (Ойхони эжэн Хан Хутэ баабай, Ойхони Буурал бабай, Ута саган нойон, Ойхони Ехэ бабай Ялабша). Здесь он пребывает как на скале, так и в ее пещере. Как пересказывают старожилы, у Хозяина три замка – на небесах, на земле и в подземном мире. Также в легендах говорится, что Хан Хутэ-баабай стал царем и покровителем всех шаманов северного края.

В шаманских сказаниях фигурируют 13 северных нойонов – сыновей тэнгриев. Задача спустившихся с небес нойонов – свершить над людьми суд. Каждый из них выбрал себе место проживания по нраву. Мыс Бурхан на острове Ольхон стал обиталищем сильнейшего из нойонов – Хан Хутэ-баабая.

Почитание духа пещеры Мыса Бурхан издревле настолько велико, что местные жители не решались проезжать верхом возле скалы: обязательно спешивались и обвязывали копыта лошади кожей. Люди верили, что здесь они могут получить чудодейственную помощь. Здесь ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь. Сюда приезжали бездетные пары с просьбой о даровании детей, которые, к слову, чаще всего не оставались без внимания. Правом доступа в сквозную пещеру обладали исключительно шаманы, там проходили шаманские обряды, и на посещение ее простыми смертными был наложен строжайший запрет. Кроме того, возле мыса хоронили шаманов.

Позже, после ламаизации бурят, в пещере находился алтарь Будды. Были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема пещера на мысу Бурхан, установить трудно, потому что земля со дна пещеры еще в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры новокаменного века. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести".

По свидетельству посетителей пещеры в 1902 г., в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. У входа в пещеру на скалах были нарисованы белой краской изображения буддийских божеств, не сохранившиеся до наших дней.
С западной стороны на поверхности скального мыса Бурхан имеется природный выход коричневой породы, который на фоне беломраморной скалы читается как рисунок дракона. По кудинской версии, Бохо Тэли, соперник Бохо Муя, стал Гужир тэнгрием, женился на дочери западного неба Тэмэ ногон и имел от нее трех сыновей - Эрлэн хана, Гэгэн бурхана (Далай-ламу) и Хан Хото бабая. Третий сын стал хозяином острова и живет в большом дворце в озере Байкал. В его подчинении целый аппарат духов (ноеной суглан). Хан Хото бабай женат на дочери восточного неба Саг саган тэнгри по имени Саг сагай саган и имеет сына-орла.
Пещера, о которой говорится в первой легенде, обладает интересным свойством. На всякого, кто подходит к ней неосторожно, без почтения, с мыслью померится силами с Хозяином, или просто не предавая значение древнему верованию, она может навести «морок». Тебе будет казаться, что ты идешь вперед, а на самом деле – назад. Ползешь, как будто бы вниз, и выход близок, а вскоре оказываешься в опасной западне. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Это тоже осложняет движение внутри. Поэтому, мы просим не ходить на Мыс без проводников, которыми могут выступить для Вас наши тренеры Андрей и Олег, и всегда предупреждать кого-нибудь из них, если Вы рискнули пойти на скалы в одиночестве.
Легенда о Ижимее повествует о том, что с монголами, заселявшими прежде побережье Байкала и Ольхон и исповедовавшими шаманскую веру, жил уважаемый тэнгриями могучий шаман Награй боо с женой Заграй хатан. Когда тэнгри Угутэй нойон задумал переселить монголов в Забайкалье, Награй боо попросил оставить его на Ольхоне. Тэнгри разрешил ему остаться, к тому же в качестве дворца подарил гору Ижимей, а вместо детей, которых у него не было, дал орла.

По другой версии, божество грома Угутэй нойон, сын Неба, пожелал поселиться по соседству со знаменитым ольхонским шаманом Награй боо и его женой Заграй хатан. Но затем уступил шаману свой дворец на Ижимее и стал жить в пещере мыса Бурхан.

 

ПОЛУОСТРОВ КОБЫЛЬЯ ГОЛОВА (МЫС ХОРИН-ИРГИ)

Khorin-Irgi

Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной шириной около 4 м и стенками высотой до 10 м до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья. Зимой около западной оконечности скального мыса ежегодно образуются опасные пропарины во льду, и возникает становая щель.
Существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливавшихся табором на этом мысе и оставивших после стоянки огромный чан. Легенду опубликовал в 1761 г. немецкий историк академик Г. Миллер в "Истории Сибири", названный за свой знаменитый труд "отцом сибирской истории": "По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе, на острове Ольхон, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведенное известие о владениях Чингисхана весьма вероятными, так как первые завоеванные Чингисханом земли - Китай и Тангут - лежат поблизости" .

Подтверждения в исторических источниках легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Всего вероятнее, сказалась традиция все более-менее значительные средневековые каменные стены и найденные предметы относить к деятельности Чингисхана. Хотя на самом деле каменные сооружения на Ольхоне были возведены курыканами еще до рождения Чингисхана. Каких-либо подтверждений этой легенды в наши дни на Ольхоне не сохранилось, и историки убеждены, что Чингисхан никогда не был на этом острове.

Вблизи мыса Кобылья Голова с 14 на 15 октября 1901 г. из-за сильного ветра, сармы, произошла крупнейшая корабельная катастрофа на Байкале, погибло 176 человек на судне "Потапов".

Зимой скалы мыса привлекают внимание сокуями - ледяными наплесками, образовавшимися на скалах при замерзании озера. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты наплесковым льдом до 10-20 м в высоту и толщиной до 10-15 см. К скалам на автомашине подъезжать надо осторожно, около них во льду образуются пропарины.

 

МЫС ХОРГОЙ

khorgoy

По дороге к мысу Хоргой и пос. Хужир, самая высокая точка на Хадайской горе. С нее открывается замечательная панорама южной части острова, а на перевале имеется обо в честь эжина-духа перевала.

Мыс Хоргой - степной мыс. Удобнее всего заезжать к нему со стороны теплого сора, где в солнечную погоду летом любят отдыхать горожане. Отделенный от Малого моря галечной косой байкальский сор имеет малые глубины и летом хорошо прогревается, что позволяет подолгу купаться. В жаркие летние дни на берегах этого озера вырастает большой палаточный лагерь отдыхающих горожан.

Мыс Хоргой известен, прежде всего, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены протяженностью 185 м и высотой в отдельных местах до 1,5-2 м. По флангам хорошо сохранилась каменная кладка. Она обнаружена в 1879 г. И.Д. Черским. Кладка каменных стен производилась без какого-либо скрепляющего материала. Рядом со стеной сохранились полуразрушенный ров, шириной 3,5 м и глубиной 1,5 м, и земляной вал.

Назначение стены достоверно не установлено. Считалось, что это укрепление, служившее для временной защиты. Однако в последнее время все большее распространение получает версия, что сооружение могло быть культовым святилищем. Так, за стеной на мысе Шэбэтский найдены захоронения людей. Место захоронения закрыто сверху каменными плитами, сложены они в виде могильного холма. По версии Б.Б. Дашибалова, некоторые из таких мест могли являться культовыми объектами, а каменные стены и рвы оберегали от злых сил сакральное пространство. Для того чтобы усилить сакральные оборонительные функции городищ, приносились человеческие жертвы. Алтарем служили плоские камни с углублениями. Такие плиты, с хорошо заметными углублениями шаровидной и цилиндрической формы, обнаружены на мысе Хоргой.

Судя по найденным внутри Байкальских городищ разнообразным предметам (наконечники стрел, железные ножи, костяные шилья, кремни для огнива), можно предполагать, что создателями городищ были курыканы - древнетюркская народность, жившая в Прибайкалье в VI-XI вв.

По гипотезе академика А.П. Окладникова, курыканы являются предками двух сибирских народностей: якутов и бурят.

 

МЫС САГАН-ХУШУН

Sagan-Hushun

Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайника. Находится он в 4 км от северной оконечности острова. Это уединенное место трудно найти с суши из-за отсутствия заметной дороги к нему и ориентиров, а со стороны озера скалы сливаются в однородный километровый скальный обрыв. Лишь вблизи скалы как бы расступаются, открывая взору замкнутую монолитными стенами маленькую бухту. При полном штиле здесь можно высадиться с катера класса "Ярославец" по носовому трапу прямо на берег. По едва заметной тропе подняться на плато острова - это одно из редких мест в северной части острова, где имеется спуск к воде. Выше средней скалы имеется небольшая пещера, ориентированная входом на запад. Карстовая пещера длиной 9 м, шириной 6 м и высотой 2,5 м, вероятно, раньше имела продолжение. Сейчас проход закрыт большим треугольным камнем, но о наличии продолжения свидетельствует тяга в карстовых отверстиях в своде пещеры. Судя по находкам обломков керамики в песчаных отложениях на полу пещеры, она служила временным убежищем для древних людей Прибайкалья.

На уровне прибоя в скалах Саган-Хушуна имеются многочисленные гроты. Самый большой из них расположен под скалой Средний брат, севернее небольшой бухты, куда можно войти на катере. Его размеры достаточны, чтобы заплыть внутрь на лодке. Длина составляет 8 метров, ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. Особенно эффектен этот грот в ледяном убранстве зимой. Другой глубокий волноприбойный грот находится восточнее скалы Меньший брат и ориентирован входом на север. Его можно осмотреть только зимой: заползти по льду в узкий 14-метровый ход.

Скалы Саган-Хушун внесены в список памятников природы Байкала. Это место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами пирамидальной формы, известными у местного населения под названием Три брата. Красивы они в лучах заходящего солнца. Особую мистическую красоту этого места так описывает В. Распутин: "С этой скалы трудно смотреть на Байкал - так переполнен он силой, мощью, небом и водой, так великограден он по сторонам, где протягиваются горы, и великоположен могущественным и таинственным путем посредине. При виде этой картины приходят в смятение чувства и жалкует ум.

Тут и выбирал я место для покойствующего Чингисхана. Сюда бы приводил я грешников всякого рода, чтобы видели они, против какого мира идут войной; здесь находить слабым душам утешение, больным выздоровление, чрезмерно здоровым гордыней и самомнением - усекновение".

 

МЫС ХОБОЙ

Khoboy

Мыс Хобой (по-бурятски хобой - "клык, коренной зуб") - самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада. Местное название скалы - Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: "Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем" - превратили ее в скалу. Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. Для посещения самого длинного из гротов (19 м) нужен фонарик. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда (см. "К ледяным гротам Малого моря"). Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.

В южной части острова сохранились реликтовые степи, остатки древнейшей сухолюбивой растительности, которая раньше покрывала большую часть Приангарья и верховья Лены. Автомобильная дорога заканчивается в 500 м от мыса. Пешеходная экскурсия на мыс дает наглядное представление о происхождении острова. С мыса Хобой отчетливо видна перекошенная тектоническая глыба острова, отвесно обрывающаяся на восток 200-300-метровыми скалами и полого спускающаяся на запад в сторону Малого Моря. На травянистых склонах мыса в большом количестве произрастает чабрец (богородская трава), хорошо известное домашнее лечебное и тонизирующее средство. Цветет чабрец с июня по август.

Мыс Хобой находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км), и только в хорошую погоду с него можно разглядеть восточный берег, гористый контур полуострова Святой Нос. Отсюда очень удобно наблюдать восход солнца. Солнечный диск появляется из-за гористого полуострова Святой Нос, и при прозрачной атмосфере это зрелище со стелющимися над водной поверхностью клочьями тумана очень живописно. На вершине восточного берега острова, вблизи мыса Хобой, имеется рядом два грота, ориентированных выходами точно на восход солнца. Ровные сухие площадки гротов, засыпанные песком, удобны для ночлега в спальнике, и восход можно наблюдать, не вылазя из спальника. На западной стороне оконечности острова находится наклонная площадка, где совершаются весной общеольхонские шаманские тайлаганы. Отсюда виден скальный клык мыса Хобой, и на этой площадке установлены деревянные сэргэ - столбы для коновязи. Внизу на побережье, южнее этого места, в двух метрах выше пляжа Малого Моря, имеется сквозная пещера с разветвлением вглубь горы. Севернее, непосредственно у скалы Хобой, можно сфотографировать сквозную арку с видом на западное побережье острова.

 

ГОРА ЖИМА (1276 м, МЫС ИЖИМЕЙ)

gima

Гора считается священной у местного населения. Это самая высокая точка острова. Название местности Ижимей происходит от слова "эжин" - хозяин местности. Древние шаманские мифы повествуют о божестве грома Угэтэ-нойоне, сыне Божественного Неба, пожелавшем обосноваться здесь, рядом с знаменитым ольхонским шаманом Нагре-бо, но затем он уступил свой дворец на г. Жима шаманской чете, а сам перебрался ближе к озеру. По преданию, священная гора Жима была обиталищем духов и божеств. На вершине горы раньше находились деревянная избушка и шалаш из сосновой коры, построенные, как считается, ольхонскими шаманами. Ольхонский краевед Н.М. Ревякин, в 1950-е гг. посетивший вершину Ижимея, свидетельствует о нахождении на вершине горы строения в виде чума, крытого лиственничной корой, и небольшой деревянной избушки, в которой находился столик-алтарь со следами обильных жертвоприношений. Дух горы представляют в образе древнего старика с бородой. Неоднократно местные жители рассказывали, как старец с длинной белой бородой помогал заблудившимся в лесу на склонах мыса Ижимей детям выйти из леса к жилью. Вера в его существование настолько велика, что эти рассказы можно услышать по сей день.

Существует несколько вариантов легенд, связанных с обитанием на этой вершине хозяина острова. Согласно одной из них, после поединка между небожителями за право обладания островом победитель удалился на священную гору мыса Ижимей, чтобы рассмотреть свои новые владения. С вершины ему открылась величественная панорама: со всех сторон просматривалась синяя гладь озера с горами на горизонте, а вокруг горы простиралась густая зеленая тайга. На время отсутствия, для охраны своих владений, небожитель оставил в пещере слугу в виде медведя с белой полоской на шее, который, как считается, до сих пор живет в пещере и наказывает незваных гостей за вторжение в свои владения. Система запретов, табу, на посещение этой горы всеми, кроме шаманов, известна с древних времен. В сознании шаманистов эта гора является священной, где посредством ритуала осуществляется связь с миром духов.

В конце XIX в. исследователь Байкала И.Д. Черский записал со слов местных жителей: "На острове самая высокая гора Ижимей. По поверью ольхонских бурят, на ней находится громадный бессменный медведь в цепях. На эту гору буряты не осмеливаются заходить". На западном склоне растет реликтовый ельник. Площадь его 340 га. Плотность ельника настолько велика, что другие породы здесь не растут.

Пешеходная экскурсия на гору утомительна и требует целого дня. Идти приходится без тропы по густому лесу. Источников воды нет, поэтому воду необходимо нести с собой. Между мысами Ижимей и Хара-Хушун, в 10 км к северу-востоку от берега, зафиксирована наибольшая глубина Байкала - 1637 м (в 5,5 мили к северо-востоку от мыса Ижимей). В этом месте крутизна подводного склона вдоль восточного побережья острова Ольхон между мысами Ижимей и Ухан, достигает 30-40°. шириной. Самые глубокие каньоны глубиной до 90-100 м и шириной от 2-х до 15-20 м расположены с восточной стороны острова Ольхон, южнее мыса Ижимей.

Обзор составлен по материалам книги Сергея Волкова «Путеводитель по Байкалу», сайта http://baikal.irkutsk.ru; и собственных материалов Института профессионального тренинга. Будем благодарны Вам за предоставление новых интересных материалов для этого раздела.

Powered by Bullraider.com